«МИБ» ООО asked 3 недели ago

CORSIA и будущее российской авиации: интеграция в глобальный механизм или увеличение нагрузки на бизнес


Министерство экономического развития РФ разрабатывает законодательные изменения для адаптации авиационного сектора к нормам CORSIA, направленным на экологическую устойчивость. Вместе с тем, эксперты отмечают потенциальное увеличение цен на энергоносители и сырье и рост парникового эффекта.
CORSIA и будущее российской авиации: интеграция в глобальный механизм или увеличение нагрузки на бизнес
В соответствии с новым документом, российские авиакомпании, чьи годовые выбросы превышают 10 тысяч тонн CO₂-эквивалента, будут обязаны предоставлять соответствующую отчетность, а с 2031 года — компенсировать выбросы путем приобретения углеродных единиц. Заместитель министра экономического развития Максим Колесников отметил, что внедрение стандартов CORSIA в российское законодательство обеспечит стабильный спрос на отечественные углеродные единицы и может поддержать их стоимость на уровне 70–90 долларов за единицу.
В то же время в пояснительных материалах к законопроекту отсутствует анализ возможных расходов авиаперевозчиков. По оценке российского офиса международной компании Earthood, затраты российских авиакомпаний на компенсацию выбросов в период с 2027 по 2035 год могут составить от 61 до 258 миллиардов рублей. Несоблюдение требований CORSIA, которые станут обязательными для всех стран — членов ИКАО с 2027 года, повлечет за собой штрафные санкции, однако их размер и порядок применения пока не определены.
Одним из наиболее обсуждаемых моментов законопроекта стал механизм реализации новых требований. В действующей редакции предлагается введение «отраслевых мер по ограничению выбросов парниковых газов», перечень которых, а также круг регулируемых организаций будут определяться профильными органами власти. Это может привести к значительному расширению числа компаний, подпадающих под углеродное регулирование, поскольку сейчас такие требования распространяются только на организации с выбросами свыше 50 тысяч тонн CO₂-эквивалента в год, вне зависимости от сферы деятельности.
В тексте законопроекта и пояснительных документах не уточняется, какие именно меры могут быть отнесены к «отраслевым». В международной практике наиболее часто используются системы квотирования выбросов или введение углеродного налога. В России система квотирования пока действует только в рамках пилотного проекта на Сахалине, результаты которого планируется подвести в 2028 году. Уже сейчас в ходе эксперимента высказываются различные мнения относительно эффективности применяемых инструментов и их практической значимости.
Руководитель органа по валидации и верификации ООО «Кэпт Верификация» Владимир Лукин считает, что не стоит переоценивать значение отраслевой инициативы. По его мнению, CORSIA выступает внешним стимулом для развития углеродного рынка в России и может мотивировать компании к реализации климатических проектов с возможностью их монетизации. Однако правила и стандарты пока определены лишь в общих чертах и будут дорабатываться. Если рассматривать участие России в CORSIA как повод для масштабной перестройки системы регулирования выбросов на национальном уровне, это может привести к поспешным решениям из-за высокой неопределенности.
Эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН ранее отмечали, что распространение сахалинской модели на всю страну не является эффективным вариантом. Такой подход не позволит достичь ни одной из ключевых задач климатической политики: ни увеличения поступлений в бюджет, ни защиты от трансграничного углеродного налога ЕС, ни полноценной интеграции в мировой углеродный рынок в рамках статьи 6 Парижского соглашения.
Что касается возможного введения углеродного налога, по расчетам ИНП РАН, это может привести к существенному росту цен на основные товары: электроэнергию (до 25%), тепловую энергию (до 80%), минеральные ресурсы (до 35%) и удобрения (до 50%). В совокупности такие изменения способны ускорить инфляцию и поставить под угрозу развитие целых отраслей экономики.
Владимир Лукин также подчеркивает, что меры регулирования должны быть ориентированы на стратегически важные технологии и решения, приоритеты которых пока не определены. Введение дополнительных мер углеродного регулирования может оказаться преждевременным и привести к обратному эффекту. Российский бизнес крайне чувствителен к новым регуляторным требованиям, что может привести к задержке инвестиционных и модернизационных проектов, а в итоге — к увеличению выбросов из-за нереализованных возможностей по модернизации.
Министр экономического развития Максим Решетников ранее неоднократно заявлял о намерении придерживаться «мягкой модели» регулирования, предполагающей обязательную отчетность и добровольное участие в климатических инициативах. Однако действующий законопроект, предоставляющий ведомствам широкие полномочия по введению отраслевых мер, может свидетельствовать о существенном изменении подхода. Остается неясным, чем вызваны такие перемены и насколько правительство располагает качественной оценкой возможных рисков.
Источник: https://mibrf.ru/mainstage/aviaperevozchikam-prodadut-vozduh/